Новости проекта
Перенос и удаление уроков
Внесение изменений в личные данные
Поздравляем с Днем учителя!
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 113 человек

Учитель-дефектолог

Дата: 23 октября 2015 в 13:11, Обновлено 25 мая в 18:23
Автор: Атарик С. А.

Учитель-дефектолог в дошкольном учреждении

  Некоторые родители, к своему счастью, даже не знают, для чего нужен дефектолог в учреждении дошкольного образования. В широком понимании дефектологом является специалист, который занимается изучением, обучением, воспитанием и социализацией детей, имеющих отклонения в своем развитии.

   В узком смысле дефектолог – это коррекционный педагог.

Дефектолог регулярно проводит  подгрупповые и индивидуальные занятия.

   Каждое коррекционно-развивающие занятие, которое проводит учитель - дефектолог в дошкольном учреждении, представляет собой целый комплекс познавательной деятельности, моторики, речи.

   Согласно статистике у каждого второго ребенка наблюдаются нарушения речи, многим детям сложно справиться с произношением новых звуков. Поэтому особенно важна своевременная помощь учителя - дефектолога.

   О развитии речи своего ребенка, особенно дошкольного возраста, родителям нужно позаботиться заранее. Опытный дефектолог в детском саду поможет решить многие проблемы, связанные с произношением звуков и исправлением речи ребенка.

Коррекционные занятия дефектолога-логопеда направлены на:
- исправление дефектов речи;
- развитие не только правильной, но и красивой речи;
- коррекцию звукопроизношения, общего и фонетико-фонематического недоразвития речи; 
- развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики.

   Родителям нужно помнить, что большую часть времени ребенок проводит не в детском саду, а в семье. Поэтому одни занятия дефектолога с ребенком не дадут такого результата, который можно получить при длительной и целенаправленной работе специалиста совместно с родителями.

   Кроме занятий с ребенком дефектолог в детском саду проводит консультирование родителей, во время которого родители учатся необходимым приемам обучения своего ребенка.

   Так что, дорогие родители, знайте, что дефектолог может сделать очень много для Вашего ребенка, но он не сможет заменить ему Вас в повседневной жизни.

Благодарностью за Ваше терпение, заботу и любовь будет счастливая улыбка Вашего ребенка!

Когда обращаться к логопеду

 Голосовые реакции появляются у ребенка с момента рождения: крик и плач.

2-3 месяца. В этом возрасте у ребенка появляется гуление и лепет. Молчание ребенка должно вызывать тревогу у родителей.

9-10 месяцев. Формируется понимание речи взрослых и первые слова. Но в этом возрасте ребенок реагирует не столько на речь взрослых, сколько на ситуацию и интонацию.

11-12 месяцев. Появляется реакция на сами слова, уже вне зависимости от интонации говорящего и окружающей ситуации.

1-1.5 года. Развивается ситуационная речь ребенка. Одни и те же слова могут иметь разный смысл, в зависимости от обстановки. Ребенок часто путает звуки, искажает их.

1.5-2 года. Период усиленного развития понимания речи взрослых, быстро увеличивается количество слов, появляются первые фразы. Слова носят уже обобщенный, а не ситуационный характер. Очень важно в этот период обеспечить необходимый объем речи для подражания. Мозговые клетки максимально готовы усвоить слова и правила их сложения во фразы.

2-3 года. Формирование грамматического строя речи, накопление словарного запаса (к 3-м годам ребенок уже знает от 300 до 1000 слов). Если к 2.5 годам ребенок не строит фраз, то необходимо обратиться к логопеду.

В период с 3-х до 5-ти лет желательно проконсультироваться у логопеда в любом случае. В этом возрасте многие дети неправильно произносят звуки, однако нарушение звукопроизношения может быть как следствием естественных физиологических причин, так и симптомом речевой патологии (см. примеры справа). Раннее обнаружение аномалий речевого развития и своевременное обращение к специалистам очень важно.

К 5-ти годам ребенок должен правильно строить фразы и произносить все звуки речи!

Речь человека развивается всю его жизнь, поэтому помочь логопед может и взрослым.

Консультация для родителей:

Значение и правила выполнения артикуляционной  и пальчиковой гимнастики для развития речи детей.

Теоретическая часть

 Своевременное овладение прямой, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Человек  с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться с партнёрами о совместной деятельности.  Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребёнка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность малыша в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия. Поэтому начинать заботиться о правильной речи ребёнка надо как можно раньше. Речь не является врождённой способностью,  она формируется постепенно и её развитие зависит от многих причин. Одним из условий органов артикуляционного аппарата: языка, губ, мягкого нёба, нижней челюсти.  Для выработки полноценных движений языка, губ, мягкого нёба, нижней челюсти полезна артикуляционная гимнастика.

Артикуляционная гимнастика  это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Для выработки полноценных движений языка, губ, мягкого нёба, нижней челюсти полезна артикуляционная гимнастика. Цель её – выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные,  необходимые для правильного произнесения звуков.

             Упражнения должны быть целенаправленными: важно не их количество, важны правильный подбор упражнений и качество выполнения. Работа организуется следующим образом:

1.Учитель-дефектолог рассказывает  о предстоящем упражнении, используя игровые приёмы.

2. Учитель-дефектолог     показывает выполнение упражнения.

3. Упражнение выполняет  ребёнок , а педагог проверяет правильность выполнения.

Важным условием для развития речи ребёнка являются упражнения для развития мелкой моторики. В педагогике эти упражнения называются «пальчиковой гимнастикой». Широко практикуется эта гимнастика в деятельности педагогов при работе с детьми, как на занятиях ,так и в свободной игровой деятельности. Исследователями разных стран установлено, а практически подтверждено, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом,  то и речевое развитие ребёнка в пределах возрастной нормы. Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важным фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти рук к письму и мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления у ребёнка.

 Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует повторять систематически по 2 -5 минут ежедневно.

 Вначале дети испытывают затруднения в выполнении многих упражнений. Поэтому отрабатываются упражнения постепенно и вначале выполняются пассивно, с помощью взрослого.

Благоприятное воздействие на развитие движений кисти и пальцев руки оказывает самомассаж,  а также занятия изобразительной деятельностью (лепкой, рисованием, аппликацией) и ручным трудом ( изготовление поделок из различного материала).

Чтобы у ребёнка не пропал интерес к выполняемой работе, артикуляционная  и пальчиковая гимнастики не должны проводиться по шаблону, скучно. Для этого лучше всего использовать игру как основную деятельность детей, самую естественную и привлекательную форму занятий. Для красочного и забавного оформления игры – занятия используются картинки, игрушки, сказочные герои, привлечение стихотворных текстов.

   Практическая часть

            Целенаправленные упражнения помогают подготовить артикуляционный аппарат ребенка к правильному произношению нужных звуков. Эти упражнения подбираются, исходя из правильной артикуляции звука, поэтому их лучше объединять в комплексы. Каждый комплекс готовит определенные движения и положения губ, языка; вырабатывает правильную  воздушную струю, т.е. все, что необходимо для правильного образования звука( правильный артикуляционный уклад того или иного звука).

    Артикуляционную гимнастику следует начинать с отработки основных движений и положений губ, языка, так необходимых для четкого и правильного произношения всех звуков.

Первый комплекс (основной)

УЛЫБКА

ЗАБОРЧИК

Чередование УЛЫБКА – ЗАБОРЧИК

ХОБОТОК

Чередование УЛЫБКА – ХОБОТОК

Спокойное открывание и закрывание рта в положении УЛЫБКА

ЛОПАТОЧКА

ИГОЛОЧКА

Чередование ЛОПАТОЧКА – ИГОЛОЧКА

КАЧЕЛИ

ПРЯТКИ

После отработки первого комплекса учитель-дефектолог, в зависимости от того, какие звуки нарушены у большинства детей, выбирает соответствующие комплексы и проводит их.

Второй комплекс (для свистящих звуков)

ЗАГНАТЬ МЯЧ В ВОРОТА (на развитие воздушной струи)

ЛОПАТОЧКА – НАКАЗАТЬ НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫЧОК

КТО ДАЛЬШЕ ЗАГОНИТ МЯЧ

ПОЧИСТИМ ЗУБКИ

УЛЫБКА

ЗАБОРЧИК

Третий комплекс ( для шипящих звуков)

ЛОПАТОЧУА

ГРИБОК

ГАРМОШКА

ЧАШЕЧКА

ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ

ФОКУС

РУПОР

Четвертый комплекс (для звука   Л   )

ЛОПАТОЧКА

ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ

ИНДЮК

КАЧЕЛИ

ЛОШАДКА

ПАРУС

Пятый комплекс (для звука   Р   )

ЧЬИ ЗУБКИ ЧИЩЕ (внутренняя поверхность верхних зубов)

МАЛЯР

ЛОШАДКА

ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ

ИНДЮК

БАРАБАНЩИК

В  теоретическом разделе мы уже говорили о пользе совместного проведения артикуляционной и пальчиковой гимнастик, вот несколько примеров, давайте их выполним вместе с детьми.

"ШАРИК"

Надуть щеки. Сдуть щеки.          

Все пальчики обеих рук в "щепотке" и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух "выходит", и пальчики принимают исходное положение.  

"МЫШКА"

Губы в улыбке.

 Приоткрыть рот.

 Произнести "а..." и прикусить широкий кончик языка (поймали мышку за хвостик).

Средний палец и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный палей и мизинец согнуты в дуги и прижаты к среднему и безымянному пальцам.

 "КОШКА"

Губы в улыбке. Рот открыт, кончик языка упирается в нижние зубы.

 На счет 1 - выгнуть язык горкой, упираясь кончиком в нижние зубы.

Средний  и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный палец и мизинец согнуты в дуги и прижаты к среднему и безымянному пальцам.

"ЛОШАДКА"

Губы в улыбке.

 Приоткрыть рот.

 Пощелкать языком (как щелкают лошадки).

Правая ладонь на ребре от себя. Большой палец кверху. Сверху на нее накладывается левая ладонь под углом, образуя пальчиками гриву. Большой палец кверху. Два больших пальца образуют уши.

"ЗАЙКА И БАРАБАН"

Улыбнуться.

 Открыть рот.

 Кончиком языка постучать за верхними зубами "дэ-дэ-дэ".

Пальчики в кулачок. Указательный и средний пальцы вверх, они прижаты. Безымянным и мизинцем стучим по большому пальцу.

"СЛОН"

Образовать хобот слоника, вытянув вперед губы трубочкой, набирать водичку, слегка при этом причмокивая.

Ладонь на себя. Средний палец впущен. С одной стороны он зажат мизинцем и безымянным, а с другой - указательным и большим. Шевелить средним пальцем. Качаем всей кистью.

"ГУСЬ"

Предплечье вертикально. Ладонь под прямым углом. Указательный палец опирается на большой. Все пальцы прижаты друг к другу.

" Ш - Ш - Ш"

"ЖУК"

Пальчики в кулачок. Указательный и мизинец разведены в стороны, ребенок шевелит ими.

" Ж - Ж - Ж"

"ОСЫ"

Выставить средний палец, зажать его между указательным и безымянным вращать им в разные стороны.

" З - З - З"

 "СОБАКА"

Правая ладонь на ребро, на себя. Большой палец вверх. Указательный, средний и безымянный - вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается.

" Р - Р - Р"

Помните ,уважаемые родители, регулярное, а главное точное выполнение упражнений, способствует формированию правильной речи ребенка.

  Материал подготовил учитель-дефектолог А.В.Гиз

Ум ребенка – в пальчиках

Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновения. Ему необходимо все трогать, хватать, гладить и даже пробовать на вкус! Если взрослые поддерживают это стремление, предлагая малышу различные игрушки (мягкие, твердые, шершавые, гладкие, холодные и т.д.), тряпочки, предметы для исследование, он получает необходимый стимул для развития. Доказано, что речь ребенка и его сенсорный («трогательный») опыт взаимосвязаны. Поэтому, если Вы хотите, чтобы ребенок хорошо говорил, развивайте его ручки! 

Для детишек до года достаточно предлагать предметы и игрушки с различной поверхностью, листы бумаги, которые можно рвать и мять, мягкие игрушки. 

Для малышей после 1 года очень полезны специальные пальчиковые краски (ребенок опускает в краску руку или пальчик и «рисует» на большом листе бумаги), пластилин (под присмотром взрослого) – его можно пока просто мять и разрывать на кусочки. 

Чем старше ребенок, тем большую нагрузку можно давать его пальчикам. После 2-х лет предложите ребенку игры с пуговицами. Их можно пришить на кусок ткани, получится коврик – тренажер для ножек, по которому можно ходить; или сделать забавные застежки. Детям нравится просто перекладывать пуговицы, распределять их по величине, цвету, раскладывать в коробочки. 

Очень полезны пальчиковые игры - потешки. Ребенок рассказывает стишок и одновременно показывает действия на пальчиках. Самый известный вариант такой игры - «Сорока-сорока», но есть и более сложные для проговаривания и показа. 

Освоение ножниц - тоже большая нагрузка для пальчиков. Уже с 3-х лет можно предложить ребенку что-нибудь резать (бумагу резать проще, ткань, нитки – сложнее). 

После 3-х лет обязательно приобретите ребенку мозаику (сначала самую крупную), пазлы для малышей (большие кусочки); интересны вкладыши типа Монтессори, нанизывание крупных бус и, конечно, рисование (карандашами, красками с кисточкой). 

Все эти игры приносят детям радость и развивают ручки, а через них – мышление, речь, внимание и т.д. 


Предлагаем игры, направленные на развитие речи и не связанные напрямую с руками. 

                                                                  ИГРЫ ДЛЯ ЯЗЫЧКА
                                              (тренировка артикуляционного аппарата; с полутора лет)

Читая стихотворение, произносите выделенные слова вместе с малышом. 

На лугу паслась корова – «Му-у-у, му-у-у».
Полосатый шмель летел – «З-з-з, з-з-з».
Летний ветерок подул – «Ф-ф-ф, ф-ф-ф».
Колокольчик зазвенел – «Динь, динь, динь».
Стрекотал в траве кузнечик – «Тр-р-р, тц-с-с».
Еж колючий пробегал – «Пх-пх-пх».
Птичка маленькая пела – «Тиль-ль,тиль-ль».
И сердитый жук жужжал – «Ж-ж-ж,ж-ж-ж». 

Малыш может сначала слушать, потом попытается повторять, не добивайтесь сразу точного воспроизведения звуков: артикуляционный аппарат развивается постепенно и индивидуально. 

                                                            ЗАРЯДКА ДЛЯ ЯЗЫЧКА
                                (тренировка артикуляционного аппарата; с полутора лет) 

Сядьте напротив ребенка и, произнося соответствующие слова, выполняйте описанные действия. Малыш сначала смотрит, затем пытается повторить. 

Погулять язык собрался: 
(открыть рот) 

Он умылся, 
(кончиком языка быстро провести по верхним зубам) 

Причесался, 
(несколько раз провести языком между верхними и нижними зубами, высунуть вперед и обратно спрятать) 

На прохожих оглянулся, 
(провести языкам по губам – «облизнуться») 

Вправо, влево повернулся, 
(повернуть язык в указанную сторону) 

Вниз упал, наверх полез, 
(опустить язык вниз и поднять вверх) 

Раз - и в ротике исчез. 
(спрятать язык во рту) 

Не забывайте, что малыш воспринимает Ваши действия зеркально, поэтому, произнося «влево», Вам придется повернуть язык вправо и наоборот. Можно записать текст на магнитофон, тогда Вы сможете полностью сосредоточиться на выполнении упражнения вместе с малышом. Можете придумать свою сказку про язычок с похожими движениями («сладкое варенье»; «грибок» - язык упирается в верхнее небо, при этом нижняя челюсть опускается, так растягивается уздечка языка; «толчки в стенку»- язык упирается в щеку изнутри, Вы немного давите на «шишечку»,образовавшуюся на щечке снаружи). 

                                                        ОТГАДАЙ, КТО К НАМ ПРИШЕЛ
                    (материал: игрушки или картинки, изображающие называемых животных) 

1. Взрослый показывает игрушку или картинку (например, корову) и предлагает вспомнить, как она мычит. Ребенок произносит: «Му-у». Так же и с другими картинками (как гудит машина, как стучит барабан, как пищат мышата и т.д.). 

2. Взрослый предлагает угадать по звукоподражаниям, кто пришел в гости.

– «Му-Му –у» – кто это мычит?
– «Мяу – мяу» – кто пришел?
– А кто спрятался и пищит «пи-пи-пи»?
– «Ко-ко-ко» – кто теперь?
– «Ква-ква-ква» – а это кто?
– «Ку-ку,ку-ку» – чей это голос?
– «Тик-так, тик-так» – а это что?

И так далее.

Меняя высоту голоса, взрослый просит определить, какая мышка (кошка, собачка и т.д.) пищит: большая или маленькая. 

                                                                  УЗНАЙ ПО ЗВУКУ
(игра на развитие внимания и звукового восприятия; материалом являются различные игрушки и предметы, котрыми можно производить характерные звуки: барабан, колокольчик, ложка, бумага, книга и т.д) 

Ребенок садится спиной к взрослому, который производит шумы разными предметами. Ребенок должен догадаться, что это за предмет и назвать его, не поворачиваясь. 

Шумы могут быть самые разные. Можно бросать ложку, мяч на пол, рвать бумагу, ударять предметом о предмет, перелистывать книгу и т.д.. Можно за каждый правильный ответ давать ребенку звездочку или фишку. Играть можно с несколькими детьми (тогда появится элемент соревнования). 

                                        Упражнения на развитие речевого дыхания 

Чтобы научиться выговаривать такие звуки, как «С», «З», «Ш», «Ж», «Р» ребенок должен уметь делать достаточно сильный вдох. Также эти упражнения помогут в профилактике заикания, «глотания» звуков и слов. 
                                                                   «ОДУВАНЧИК»
                                                            (материал: цветок одуванчика)

На прогулке найдите одуванчик. Взрослый предлагает подуть на цветок так, чтобы слетели все пушинки. Обычно ребенок справляется за 3-4 раза. 

                                                                    «СНЕЖИНКИ»
       (материал: несколько кусочков ваты или маленькие бумажные снежинки, кусочки салфеток)

Взрослый показывает, как сдуть «снежинки» с раскрытой ладони, ребенок повторяет. Упражнение повторить 2-3 раза. 

                                                              «БАБОЧКА, ЛЕТИ!»
(материал: 2-3 яркие бумажные бабочки, каждая подвешена на нитке к чему-либо на уровне лица ребенка) 

Задача ребенка – дуть на бабочек, чтобы они «летели». Дуть не более 10 секунд, с паузами, чтобы не закружилась голова. 


 

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.