Новости проекта
Система перешла на новый 2018/2019 учебный год
Конкурс продлен! Принимайте участие!
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 109 человек

Педагог-психолог

Дата: 23 октября 2015 в 13:12, Обновлено 31 января в 21:52
Автор: Атарик С. А.

«Воспитание характера ребёнка»

Мы часто произносим слово "характер" и уже привыкли к нему. "Вот это  характер",  -  говорим  мы  с  восхищением.  "Ну  и  характер!"  -произносим, когда негодуем. Хорошо это или плохо - иметь характер? Каждый,  опираясь  на  свой  опыт,  понимает  под  характером определенное  сочетание  индивидуальных  особенностей  человека.

Основными свойствами характера принято считать три группы качеств, проявляющихся  в  отношении  к  деятельности,  какому-либо  поручению (трудолюбие,  добросовестность,  настойчивость,  усидчивость, самостоятельность);  в  отношении  человека  к  самому  себе  (гордость, чувство  собственного  достоинства)  и  к  окружающим  (заботливость, отзывчивость, доброта, чуткость).

Названные  качества  одинаковы  по  важности  и  воспитываются одновременно. Можно воспитать у ребенка самостоятельность и чувство собственного  достоинства,  но  одновременно  и  равнодушие.  Такое сочетание качеств довольно распространено. Бывает и так, что ребенок и чуткий, и добрый, но не способный довести до конца ни одного дела, не может поставить перед собой цель.

Родители  часто  возражают:  "Не  все  можно  воспитать:  характер передается  по  наследству.  В  нашей  семье  двое  детей-близнецов.

Воспитываем мы их одинаково, а растут они совершенно разные. Что же поделаешь, родились с разными характерами".

Так  ли  это?  Разберемся,  насколько  характер  ребенка  зависит  от природных  особенностей.  Что  в  характере  врожденное,  а  что приобретенное?

Врожденными,  наследственными  являются  четыре  свойства нервной  системы  ребенка.  Первое  -  сила  нервной  системы  или работоспособность:  одни  дети  выносливы,  способны  к  длительному напряжению,  другие  -  быстро  утомляются.  Это  можно  заметить  в  игре, при  выполнении  ребенком  поручения.  Второе  свойство  -  равновесие, или баланс процессов возбуждения и торможения: у одних детей может преобладать  процесс  возбуждения  (шумные,  непоседливые  дети),  у других  -  процесс  торможения  (спокойные  дети,  которых  почти невозможно  вывести  из  себя).  Третья  особенность  -  подвижность, переключаемость  нервных  процессов  (ребенок  легко  и  быстро переходит  от  игры  к  режимным  моментам:  проснувшись,  сразу включается в игру). Другому свойственно как бы  "застревание" на каком-то  переживании,  очень  медленное  включение  в  состояние бодрствования из сна.  Четвертая особенность  -  динамичность нервных процессов,  т.  е.  способность  к  возникновению  привычных  форм поведения  и  быстрота  их  изменения.  Одни  дети  легко  привыкают  к новым  требованиям  в  детском  саду,  с  охотой  им  подчиняются,  другие, охотно им следуя, привыкают долго, с трудом.

Характер  ребенка  не  предопределен  этими  природными особенностями  нервной  деятельности.  Наблюдения  за  развитием близнецов  подтверждают,  что  одинаковых  условий  для  их  развития даже в одной семье быть не может, обстоятельства как бы вынуждают их поступать по-разному. Если мама просит детей помочь ей, то первым отзывается  кто-то  один.  Другой  ребенок  в  это  время  может  стоять  к маме  спиной  и  поэтому  на  какие-то  доли  секунды  отозваться  позже.

Несколько  сходных  ситуаций  -  и  уже  есть  основа  для  формирования противоположных  качеств  (пассивности  и  активности)  у  детей-близнецов.

Различные  сочетания  свойств  позволяют  выделить  неодинаковые индивидуальные особенности в поведении и деятельности ребенка.

Особенности  нервной  деятельности  могут  и  затруднить,  и  помочь воспитать  определенные  свойства  характера.  Так,  у  очень чувствительного  ребенка  труднее  воспитать  самообладание,  чем  у ребенка  уравновешенного.  У  возбудимых  детей  труднее  воспитать усидчивость, чем у детей медлительных.

Помните,  что  все  дети,  независимо  от  их  индивидуально-психологических  особенностей  развития,  нуждаются  в целенаправленном  влиянии  взрослого,  сознательно  использующего различные  методы  и  приемы  для  формирования  определенных  черт характера  ребенка.  У  всех  дошкольников  воспитывают  устойчивые нравственные чувства, нравственные мотивы поведения, послушание и любознательность,  активность.  Однако  в  воспитании  детей  с различными  индивидуальными  особенностями  важно  опираться  на положительные  особенности  высшей  нервной  деятельности,  изменяя при этом нежелательные их проявления.

Так,  у  подвижных,  уравновешенных  детей  особое  внимание обращают  на  воспитание  устойчивых  интересов,  устойчивых нравственных  мотивов  поведения.  Если  эта  задача  воспитания  будет решаться  правильно,  то  у  ребенка  появится  терпеливость,  упорство, которого до сих пор не было, и умение доводить начатое дело до конца, даже  если  оно  ему  не  интересно.  Воспитание  нравственных  чувств позволит  ребенку  сознательно  выполнять  правила  и  требования взрослых,  предупредит  развитие  таких  качеств,  как  легкомыслие  и самоуверенность.

В воспитании детей другого типа - возбудимых, неуравновешенных -родители  предупреждают  их  вспыльчивость,  воспитывают самообладание,  настойчивость,  умение  правильно  оценивать  свои силы, обдумывать решения и этапы своей деятельности.

Взрослые должны быть и требовательными и терпеливыми. Требуя от  детей  послушания  и  предупреждая  вспыльчивость  и  упрямство, ребенку  объясняют  обоснованность  того  или  иного  требования, необходимость  выполнения  правил.  Взрослые  не  уговаривают,  а объясняют,  оставаясь  требовательными.  Если  ребенку  дается поручение, он проговаривает его вслух, объясняя, что будет делать, что ему для этого необходимо, на какие части лучше  разделить поручение, чтобы его  легче  было  выполнить,  какие  могут  встретиться трудности  и как их избежать. Не забывайте иногда подходить к нему - ребенку может понадобиться  ваша  помощь.  Не  надо  бояться  доверять  ребенку,  но следует  оказывать  ему  и  необходимую  помощь.  Дошкольнику  можно поручить накрыть на стол, когда пришли гости; можно попросить сходить к  соседям  с  какой-либо  просьбой.  Подобные  поручения  требуют  от ребенка внешней и внутренней собранности, сдержанности, вежливости, то  есть  тех  качеств,  которых  ему  и  не  хватает;  взрослые  высоко оценивают  именно  эти  качества,  проявленные  неуравновешенным ребенком, для того чтобы они стали устойчивыми чертами характера.

Необходимы  также  специальные  игры,  направленные  на  развитие целенаправленного  внимания  и  сдержанности.  Такие  игры  часто предлагаются  в  литературе,  их  можно  придумать  и  самим.  Это  могут быть  упражнения  с  различными  предметами  в  любой  обстановке.

Например,  по  дороге  в  детский  сад  можно  поиграть  и  игру  "Называем все  вокруг"  с  условием,  что,  как  только  встретится  прохожий,  нужно замолчать.

В воспитании медлительных детей особенно обращается внимание на формирование у них активности, инициативности, любознательности.

У  медлительных  детей  развивают  умение  быстро  переключаться  с одного дела на другое.

С  такими  детьми  особенно  часто  совершают  прогулки  в  парк,  лес, ходят  в  зоопарк,  цирк.  Воображение  медлительных  детей  постоянно будят,  включая  их  во  все  события  семейной  жизни.  Это  способствует созданию  привычки  быть  всегда  занятым,  активным.  Если  ребенок делает все очень медленно, важно быть терпеливым, не раздражаться.

Полезно  делать  с  ним  что-то  наперегонки,  стараясь  дать  ему ограниченное  время  для  выполнения  поручения.  При  этом  можно отсчитывать время (например, при одевании), пли напомнить ребенку о том, что собирались почитать ему книгу, посмотреть мультфильм, но из-за  его  медлительности  можно  не  успеть  сделать  этого.  У  детей развивают  точность,  ловкость,  быстроту  движений.  С  медлительными детьми чаще играют в подвижные игры, требующие этих качеств.

В  воспитании  чувствительных,  ранимых  детей  строго  соблюдают режим  дня,  дают  малышу  только  посильные  задания  и  вовремя помогают ему.

Обращения  к  ребенку  отличаются  особой  чуткостью,  мягкостью, ровным,  доброжелательным  тоном,  доверием  к  его  силам  и возможностям.  Если  что-то  поручается,  то  следует  помнить,  что  ему нужно  время  на  подготовку  рабочего  места,  что  поручение  будет выполняться очень тщательно. Поэтому не следует раздражаться,  если ребенок будет обращать внимание на мелочи.

У ранимых детей воспитывают веру в свои силы, инициативность, самостоятельность, общительность. При посторонних нельзя обращать внимание  на  проявления  застенчивости  или  неправильные  действия ребенка.  В  воспитании  не  применяются  строгие  наказания  или  угроза наказанием в ответ на неуверенность, неправильные действия ребенка.

Нельзя  запугивать  чувствительных  детей  -  им  и  так  свойственна боязливость,  страх  перед  новым.  Необходимо  учить  их  преодолевать чувство страха. Если ребенок боится темноты, надо вместе с ним войти в темную комнату и включить свет. Затем ребенок сделает это один, а взрослый  будет  где-то  рядом.  Полезно  провести  это  в  игровой  форме (например,  в  игре  "Разведчики").  Воспитывая  смелость,  нужно  учить малыша  преодолевать  свой  страх.  Если  он  испугался  ползущей  по земле гусеницы, возьмите ее в руки, дайте ребенку потрогать ее в ваших руках,  взять  в свои.  Одобрите его действие: "Ты молодец, не испугался, ты смелый". Вы увидите радость маленького человека, преодолевшего свой  страх,  свою  неуверенность.  Чтобы  эта  неуверенность  исчезла совсем,  он  должен  почувствовать,  что  вы  с  пониманием,  чутко отнесетесь к нему и в том случае, если он сделает что-то не так; что вы не  станете  его  ругать  и  говорить:  "Вот  всегда  у  тебя  так".  Если  по-доброму относиться к ранимому ребенку, его неудачам, то со временем, благодаря  терпеливости  и  доброжелательности  взрослого,  его опережающей высокой оценке смелости, самостоятельности ребенка, у дошкольника  появляется  уверенность  в  своих  силах,  он  становится общительным и доверчивым. 

«Воспитание девочки и мальчика: общее и отличное»

103986260_large_61738078dfd43892f161373cee537599.png

Наблюдая за современными детьми, можно отметить, что девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения. В старших группах многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам. Содержание игр детей так же вызывает тревогу: дети демонстрируют модели поведения, не соответствующие полу ребенка, не умеют договариваться в игре, распределять роли. Кроме того, в процессе трудовой деятельности, дети затрудняются самостоятельно распределять обязанности с учетом пола партнера. Мальчики не проявляют желания прийти на помощь девочкам тогда, когда нужна физическая сила, а девочки не спешат помогать мальчикам там, где нужна тщательность и аккуратность.

Чтобы исправить ситуацию «смешения» полов, родителям нужно корректировать процесс воспитания девочек и мальчиков. Нельзя воспитывать детей по принципу "так, как воспитывали меня".

Рекомендации по воспитанию девочек:

Во-первых, очень важно чтобы между дочерью и мамой (а также папой) были теплые, доверительные отношения. В свою очередь родителям необходимо подчёркивать нежные и заботливые отношения в паре, чтобы у девочки сложились впечатления о счастливой семейной жизни.

Отцу следует находить время на общение с дочерью: показывать, что дочь отличается от него, она другого пола; но делать это он должен с уважением и благожелательностью, чтобы она поняла, что достойна любви мужчины.

Уважать личность дочери, проявляя удовлетворённость её поступками, формировать позитивную самооценку девочки.

У мамы с дочерью должны быть свои "женские секреты": мама должна находить время для разговора с дочерью «по душам». Беседы должны быть регулярными.

Настоящая забота друг о друге демонстрируется через уважение к старшему поколению.

Мама должна привлекать дочь к "женским" домашним делам, передавая ей секреты своего мастерства.

Девочке необходимо чувствовать, что она может доверять своим родителям, - что они всегда готовы понять ее чувства, желания и нужды.

Девочкам требуется больше помощи и ободрения. Предлагая помощь девочке, вы даете ей понять, что она вам не безразлична, что вы о ней заботитесь.

Девочкам нужно больше внимания и признания в ответ на то, какие они есть, что они чувствуют и чего хотят.

Девочки испытывают потребность в том, чтобы их любили за то, какие они есть. Восхищайтесь ими!

Рекомендации по воспитанию мальчиков:

Папе, общаясь с сыном, следует сдерживать эмоции, стараться разговаривать, не повышая тона, спокойно.

Мальчикам нужно реже ЗАПРЕЩАТЬ, а чаще РАЗРЕШАТЬ что-то дополнительное за хороший поступок.

Мальчикам должны быть естественными проявлять свою эмоциональность (не ругать за слезы).

Мамам нужно больше доверять воспитание сына папе: они ЧУВСТВУЮТ, как нужно воспитывать мужчину.

Формировать в мальчиках чувство ответственности.

Обязательно поощрять желание делать в доме мужскую работу!

Обязательно должен быть физический, телесный контакт - для повышения самооценки мальчика.

Мама - ЗАБОТИТСЯ, а папа - ФОРМИРУЕТ мужчину.

Задача родителей - проявить по отношению к мальчику больше доверия, приятия и одобрения, чтобы мотивировать его к деятельности.

Итак, мальчика и девочку ни в коем случае нельзя воспитывать одинаково. Они по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Постарайтесь понять и принять наших мальчишек и девчонок такими, какие они есть, такими разными и по-своему прекрасными, какими создала их природа. А вот удастся ли сохранить, раскрыть, развить эти задатки, не повредить, не сломать – зависит только от нас с вами.

Помните:

• Никогда не забывайте, что перед вами не просто ребенок, а мальчик или девочка с присущими им особенностями восприятия, мышления, эмоций. Воспитывать, обучать и даже любить их надо по-разному. Но обязательно очень любить.

• Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту - девочки обычно старше ровесников-мальчиков.

• Помните, что, когда женщина воспитывает и обучает мальчиков ( а мужчина - девочек), ей мало пригодится собственный детский опыт и сравнивать себя в детстве с ними - неверно и бесполезно.

• Если вам надо отругать девочку, не спешите выражать свое отношение к ней - бурная эмоциональная реакция помешает ей понять, за что ее ругают. Сначала разберите, в чем ее ошибка.

• Ругая мальчика, изложите кратко и точно, чем вы недовольны, т.к. он не может длительно удерживать эмоциональное напряжение. Его мозг как бы отключит слуховой канал, и ребенок перестанет вас слушать и слышать.

• Знайте, что девочки могут капризничать, казалось бы, без причины или по незначительным поводам из-за усталости ( истощение правого «эмоционального» полушария мозга). Мальчики в этом случае истощаются интеллектуально (снижение активности левого «рационально-логического» полушария). Ругать их за это не только бесполезно, но и безнравственно.

• Мы часто любим в ребенке результаты своих трудов. А если результатов нет, виноват не ребенок, а мы, потому что не сумели его научить. Бойтесь списывать свою некомпетентность, свои неудачи на ребенка. Это вы родитель, а не он. К сожалению, мы любим тех, кого умеем научить.

• Помните: для ребенка чего-то не уметь, чего-то не знать - нормальное положение вещей. На то он и ребенок. Этим нельзя попрекать. Стыдно самодовольно демонстрировать перед ребенком свое превосходство в знаниях.

• Признайте за ребенком право на индивидуальность, право быть другим.

• Для успешного воспитания мы должны превратить свои требования в хотения ребенка.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.