Новости проекта
Подписывайтесь на нас ВКонтакте!
Хаю-хай, с вами Schools.by!
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 106 человек

Родительский клуб "Источник знаний"

Дата: 23 октября 2015 в 13:10, Обновлено 31 января в 21:41
Автор: Атарик С. А.

СЦЕНАРИЙ КРУГЛОГО СТОЛА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ТЕМЕ: «Любознательность не порок»

Цель встречи: Раскрыть значение познавательного интереса ребенка и отклика взрослых на него; научить развивать познавательную активность.

Форма проведения: Круглый стол.

Участники: родители, воспитатели дошкольного образования старшей группы, педагог-психолог, воспитанники старшего дошкольного возраста.

План проведения:

1. Вступительная часть собрания.
2. Прослушивание и обсуждение ответов детей.
3. Решение педагогических ситуаций.
4. Работа с памяткой «Как отвечать на детские вопросы».
5. Показ детьми сценки «Почему».
6. Обсуждение вопроса о подключении родителей к процессу познавательного развития детей данной группы.
7. Подведение итогов встречи.

Ход мероприятия:

Подготовительный этап

1. Провести анкетирование родителей (смотри приложение).
2. Оформить с детьми на занятиях памятки «Как отвечать на детские вопросы» (Смотри приложение).
3. Распечатать памятки для родителей по развитию любознательности.
4. Подготовить с детьми сценку «Почему».
5. Опросить детей, записать ответы на вопросы (смотри приложение).

Организационный этап

Пока родители собираются, тихо звучат записи песен: «То ли еще будет» и другие; столы расставлены полукругом.

1. Вступительная часть собрания

Ведущий:

Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады видеть вас за нашим круглым столом. Спасибо вам за то, что пришли на эту встречу.

Это означает, что нас всех объединяет интерес к теме родительского собрания, а она действительно заслуживает внимания. Я думаю, вы согласитесь с тем, что познавательный интерес у ребенка должен быть сформирован в дошкольные годы.

Ребенок по своей натуре любознателен. Его интересует все новое, неизведанное. Открытия у него каждый день: то он впервые узнает, что сосулька превращается в руке в воду; что бумага рвется, мнется, шелестит; что камень, брошенный в воду, тонет, а дерево плавает на поверхности.

Стремление познать часто подводит детей. Они нечаянно режут салфетки, когда хотят узнать, можно ли это разрезать, или разбирают игрушки с целью узнать, что там внутри и почему они двигаются. Этим они нередко доставляют нам, взрослым, беспокойство. Ребенок растет. Возрастает его любознательность к окружающему, незнакомому. Часто возникают вопросы: что это? Для чего? Из чего сделано? Недаром их называют почемучками.

Наша дискуссия – о развитии любознательности у детей. Интересно, одинаковы ли по значению слова «любознательность» и «любопытство»? Мы решили заглянуть в словарь. Что же сказано в «толковом словаре русского языка» Сергея Ивановича Ожегова?
«Любознательный – склонный к приобретению новых знаний, пытливый …
Любопытство:

Мелочный интерес ко всяким, даже не существенным подробностям (праздное любопытство).

Стремление узнать, увидеть что-нибудь новое, проявление интереса к чему-нибудь.

2. Прослушивание и обсуждение ответов детей.

Ведущий:

Как вы думаете, любознательны ли наши дети? (высказывания родителей) Послушайте, пожалуйста, ответы детей (слушается запись ответов детей. Приложение).

Вы услышали ответы детей, а теперь хотелось бы узнать ваше мнение.
1. Задает ли ваш ребенок вопросы? О чем? Как часто?
2. Всегда ли вы отвечаете на вопросы и, как вы считаете, всегда ли надо отвечать?
3. Всегда ли ребенок удовлетворен вашим ответом?
4. К кому из взрослых ребенок чаще всего обращается с вопросами? Почему?
 

 Любопытство - мелочный интерес ко всяким, даже несущественным подробностям. Спрашивать из пустого любопытства. Праздное любопытство.

Любознательность - стремление к приобретению всё новых знаний. Живой интерес по всему тому, что может обогатить жизненный опыт, дать новые впечатления.

Сейчас мы с Вами разделимся на группы для выполнения практических заданий. Уважаемые родители, возьмите конверты, лежащие на столах. на данной карточке написано несколько вопросов, которые нередко задают дети.

- Задание группам выбрать три самых популярных вопроса. На выполнение задания даётся 30 сек.

1. Откуда берутся дети?

2. Откуда берётся гром?

3. Почему движутся облака?

4. Почему наступает ночь?

5. Почему зима?

6. Почему нельзя есть снег?

7. Зачем надо учиться?

Обсуждение вопросов.

3. Решение педагогических ситуаций.

Ведущий: Представьте такие ситуации:

Ситуация 1.

Мать с сыном идут по улице. Неожиданно пошел дождь. Сын спрашивает: «Мама, почему пошел дождь?» - и слышит ответ: «Ты плачешь и небо плачет».

Вопросы:

1.Согласны ли вы с ответом матери? Постарайтесь себя поставить на место пятилетнего ребенка.
2. Как, по-вашему, отвечать на детские «почему», чтобы интерес, заключенный в вопросе, не угасал, а развивался?
3. Всегда ли полезно давать сразу исчерпывающий ответ на вопрос ребенка?
4. Что следует учитывать при ответах на вопросы детей?
5. Василий Александрович Сухомлинский советовал нам, взрослым, оставлять что-то недосказанное, что бы ребенку вновь и вновь хотелось возвратиться к тому, что он узнал. А как вы считаете? (Обсуждение).
 

Ситуация 2.

Папа с шестилетней дочкой рассматривает иллюстрированную книгу о зоопарке. У девочки возникает вопрос: «Почему у льва такая желтая шкура?»

Обсуждение возможных вариантов ответов.

Ситуация 3.

Находясь на прогулке в лесу пятилетний Саша увидел красивую бабочку. Мама не знает, как она называется.

Обсуждение.
 

Ситуация 4.

Пятилетний Вова заинтересовался, как из цветов земляники получаются ягоды.

Обсуждение.

4. Работа с памяткой «Как отвечать на детские вопросы»

Ведущий:

У вас на столах лежат памятки «Как отвечать на детские вопросы». Эти памятки оформили наши дети и очень хотели, чтобы вы с ними познакомились.

(После ознакомления родителей с памяткой)
- Как вы считаете, заслуживают ли внимания эти советы? Или вы не согласны с ними? Многие из советов, конечно же, проверены вами на практике, и все же, какой из них вы считаете самым важным в воспитании любознательности ребенка, почему?

(Обсуждение).

Очень эффективно развивается наблюдательность с помощью загадок. Вы загадали загадку:

Пушистая вата
Плывет куда-то.
Чем вата ниже.
Тем дождик ближе.

Ребенок ответил: «туча».

Будете ли вы удовлетворены ответом?

Какие вопросы ему зададите?

Уважаемые родители, вы, надеюсь, поддержите предложение о создании в каждой семье альбомов с загадками. Очень важно, чтобы в составлении загадок в рисунках, аппликациях по темам загадок принимали участие ваши дети.

- Как вы считаете, нужно ли стремиться к тому, чтобы ребенку дать как можно больше сведений и не по возрасту глубоких знаний? (обсуждение).
 

Однажды одна мама с гордостью рассказывала, что ее пятилетняя дочь сама читает и интересуется книгами, предназначенными для школьников, умеет считать до ста. Мама всегда добавляет при этом, что ее ребенок развит не по годам.

- Какого вы мнения? (обсуждение).
 

- Ну а сейчас дети покажут нам свою сценку.

5. Показ детьми сценки «Почему»

Ведущий:

Сын пришел к отцу с вопросом.

Сын:

Пап! Папа! Вот смешно!
Почему, скажи мне, просом
Называется зерно?
Почему сосед новатор?
Что такое экскаватор?
Почему шагает он?
Как без спичек жили раньше?
Почему бывает дым?

Отец:

Да отстань же ты, отстань же
С почемучканьем своим.

Сын:

Папа!

Ведущий:

Сын вернулся вскоре …

Сын:

А бывал в пустыне ты?
А приплыть в любое море
Могут, думаешь, киты?
Почему с ушами заяц?
Пап, а что такое грань?

Отец:

После, некогда, отстань!

Ведущий:

Снова сын пришел к папаше …

Сын:

Где луна бывает днем?
Папа, папа, а когда же
Мы с тобой в театр пойдем?

Ведущий:

А в ответ сверкнула вспышка:

Отец:

У меня свои дела!

Ведущий:

И, вздохнув побрел сынишка
От отцовского стола.
Почему? Когда же? Где же?
Всякий раз ответ один.
Постепенно стал все реже беспокоить папу сын.
Но однажды в час вечерний
У почтенного отца
От волненья, огорченья
Изменился цвет лица.
Вопрошал родитель сына:

Отец:

Вызов в школу? Почему? Что такое?
В чем причина? Совершенно не пойму!
У других, посмотришь, детки
Только радуют сердца.
Почему твои отметки –
Огорченье для отца?
Почему разбил стекло ты?
Поцарапал в школе дверь?
Почему одни заботы
Причиняешь мне теперь?
Почему других ты хуже?
В толк никак я не возьму?
Отчего же? Почему же?

Ведущий:

В самом деле, почему?

Обсуждение ситуации.

Ведущий:

Все мы не хотим, чтобы такая ситуация сложилась в наших семьях, произошла с нашими детьми. Что же сегодня мы можем сделать для наших детей не только в семьях, но и в группе. Мы с ребятами обращаемся к вам с идеей, чтобы каждый родитель принял участие в процессе познавательного развития детей нашей группы.

Обсуждение вопроса помощи группе в плане познавательного развития.

Ведущий:

Пожалуйста, подумайте, что можно сделать для наших детей?
 

6. Подведение итогов собрания.

Спасибо большое всем родителям за сотрудничество.

Приложение

Анкета для родителей «Познавательные интересы»

Уважаемые родители просим Вас принять участие в опросе о ваших детях при подготовке к встрече родительского клуба «источник знаний»

1. Задает ли ваш ребенок вопросы?

А) да, часто; Б) да, редко;  В) нет, не задаёт; Г) затрудняюсь ответить.

Какого содержания эти вопросы?___________________________________________
2.Чем интересуется ваш ребенок больше всего?______________________________

______________________________________________________________________
 3. Стремится ли ваш ребенок пополнить свои знания используя различные средства информации? 

А) да; Б) нет; В) затрудняюсь ответить.
4. Рассказывает ли взрослым и сверстникам о своих интересах?

А) да; Б) нет; В) затрудняюсь ответить.
5. К кому из членов семьи ребенок чаще обращается с вопросами? _______________

_________________________________________________________________________
6. Широк или узок круг интересов ребенка? ___________________________________

7. Постоянны или изменчивы его интересы? ___________________________________
8. Что делается в семье для развития интересов ребенка? ________________________

_________________________________________________________________________
9. Какие вопросы ребенка ставят вас в тупик? __________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. Всегда ли ребенок удовлетворен тем, как вы отвечаете на его вопросы?

А) да; Б) нет; В) затрудняюсь ответить.

Вопросы для детей

1. Любите ли вы загадки? Кто загадывает их вам дома?
2. Чем вы любите заниматься больше всего? Почему?
3. Принимают ли участие взрослые в ваших играх?
4. Если бы вы были взрослыми, как бы вы помогали своим детям в занятиях и играх?

Памятка для родителей по развитию любознательности ребёнка

1. Внимательно относитесь к детским вопросам, не отмахивайтесь от них.
2. Не раздражайтесь из-за них на ребенка.
3. Ответы давайте краткие и доступные пониманию ребенка.
4. Научите ребенка играть в шахматы или шашки.
5. Проводите в семье различные конкурсы.
6. Организовывайте совместные походы в театры, в музеи, на выставки.
7. Проводите постоянные прогулки на природу.
8. Мастерите с детьми поделки из природного материала.
9. Поощряйте экспериментирование детей.
10. Читайте детям природоведческую литературу.

11. Любите своего ребенка!

Памятка для родителей

«Как отвечать на детские вопросы»

1. Относитесь к вопросам детей с уважением, не отмахивайтесь от них.
2. Внимательно вслушайтесь в детский вопрос, постарайтесь понять, что заинтересовало ребенка.
3. Давайте краткие и доступные пониманию ребенка ответы.
4. Ответ должен обогатить ребенка новыми знаниями, побудить к дальнейшим размышлениям.
5. Поощряйте самостоятельную мыслительную деятельность ребенка.
6. В ответ на вопрос ребенка постарайтесь вовлечь его в наблюдения за окружающей жизнью.
7. Отвечая на вопрос ребенка, воздействуйте на его чувства. Воспитывайте в нем чуткость, тактичность к окружающим людям.
8. Если ответ на вопрос недоступен пониманию ребенка, не бойтесь ему сказать: «Пока ты еще мал. Пойдешь в школу, научишься читать, узнаешь много нового и сам сможешь ответить на свой вопрос».

 

                                 

                                                       

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.